Реализация комплексной программы патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего колледжа одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру и музыканту. В колледже, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью.
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый преподаватель в колледже должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному студенту чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности Республики Казахстан; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашем колледже идет по трем направлениям: воспитание на патриотических песнях, военно-спортивная подготовка студентов, совместная работа колледжа с воинскими частями.
Воспитание на примере традиций – это ежегодное проведение торжественных мероприятий, посвящённых Дню Независимости, Дню Победы, Дню памяти афганской войны. Кроме того эта работа включает в себя проведение экскурсий в музеи, проведение Уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда и афганской войны, просмотр фильмов, проведение конкурсов, викторин и многое другое.
Воспитание на героических примерах других людей очень важно –это содействует стремлению студентов совершенствовать свою военно-спортивную подготовку. Каждый год в колледже проводятся различные военно-спортивные соревнования, месячники по оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Стало доброй традицией проведение смотра песни и строя.
Совместная работа колледжа с воинскими частями тоже стала традицией колледжа.
Данная система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, созданная в нашем колледже, помогает в подготовке студентов к защите Родины, придает работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности студентов.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что колледж принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь подрастает наше будущее, будущее нашей Родины. Считаю, что воспитание гражданина и патриота – это одна из главных целей любого учебного заведения. Патриотическое сознание наших студентов остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех колледжах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.
Мне кажется, что в нашем колледже мы делаем для этого всё и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в колледже с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник нашего колледжа не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.